Нарушения в сфере законодательства о рекламе: правовой обзор.

17июл 2013
Нарушения в сфере законодательства о рекламе: правовой обзор.
Реклама – двигатель торговли! В настоящее время рекламную деятельность принято называть PRом. Правоотношения в сфере рекламы урегулированы Законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»

Рекламные объявления ныне так многочисленны, что их почти не читают; поэтому им приходится привлекать внимание щедростью обещаний и красноречием, порою напыщенным, порою трогательным.

Английский писатель и лексикограф Самюэл Джонсон (1709-1784) в 1758г.

«Реклама - двигатель торговли!» - это высказывание принадлежит Людовику Метцелю, открывшему в нашей стране около века назад первое рекламное агентство. С тех пор в России активно развились различные рекламные агентства. В настоящее время рекламную деятельность принято называть PRом.

На законодательном уровне правоотношения в сфере рекламы урегулированы Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (Далее «Закон о рекламе»).
В статье 3 Закона о рекламе, дается её определение - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Требования к рекламе разделяются на общие и специальные.
Общие требования подробно приводятся в статье 5 Закона о рекламе и сводятся к тому, что реклама должна быть добросовестной и достоверной, безопасной, соответствовать определенным моральным нормам и правилам поведения.
Специальные требования к рекламе подразделяются в зависимости от рекламируемой продукции, а также способа и специфики самой рекламы: реклама в периодических печатных изданиях, наружная реклама и установка рекламных конструкций, реклама алкогольной продукции, реклама финансовых услуг и т.д.
В соответствии со ст.33 Закона о рекламе, государственный надзор за соблюдением законодательства о рекламе в пределах своих полномочий осуществляет Федеральная Антимонопольная служба, которая предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе, а также возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Деятельность Антимонопольных органов по контролю в сфере соблюдения законодательства о рекламе, начиная от проверки сведений о возможном правонарушении и заканчивая вынесением Постановления о привлечении нарушителя к административной ответственности, можно условно разделить на два этапа:
Первый. Проверка сведений о возможном нарушении законодательства о рекламе, возбуждение дела о нарушении законодательства о рекламе, принятие Решения о наличии в действиях виновного лица признаков нарушения законодательства о рекламе и, если это необходимо, вынесение Предписания об устранении нарушения.
Второй. Возбуждение дела об административном правонарушении, составление протокола об административном правонарушении, вынесение постановления о привлечении нарушителя к административной ответственности.

Условия и специфика ответственности за нарушение законодательства о рекламе регламентированы в статье 38 Закона о рекламе. Особенность регулирования вопроса ответственности обуславливает то, что субъектами данных правоотношений могут выступать 3 лица, - рекламопроизводитель, рекламораспространитель и рекламодатель.
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Законодатель индивидуально определил ответственность рекламопроизводителя и рекламораспространителя в зависимости от конкретного состава правонарушения, согласно Закону о рекламе.
Например, если реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей будет содержать осуждение воздержания от курения, использовать образы несовершеннолетних, содержать обращение к несовершеннолетним (ч.1 ст.23 Закона о рекламе), то ответственность за такие нарушения несет рекламодатель.
Если реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей будет размещена на транспортном средстве общего пользования, то ответственность за такое нарушение несет рекламораспространитель.
В случае если предупреждение о вреде чрезмерного употребления алкоголя будет занимать менее, чем 10 процентов рекламной площади, то ответственность будут одинаково нести и рекламодатель и рекламораспространитель.
Ответственность рекламопроизводителя регулируется особым образом, - последний несет ответственность за нарушение рекламодателя и/или рекламораспространителя, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Нарушение законодательства о рекламе влечет за собой административную ответственность виновного лица в соответствии со статьей 14.3 КоАП РФ.
Наказание за такие нарушения - административный штраф, размеры которого зависят от статуса виновного лица, а также наличия квалифицированного состава административного правонарушения.
Так, согласно ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Срок давности привлечения к административной ответственности по таким делам - один год со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении такой срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. То есть в случае оспаривания Постановления антимонопольного органа о привлечении лица к административной ответственности по ст.14.3 КоАП РФ - за нарушение законодательства о рекламе, антимонопольная служба должна будет доказать в суде законность и обоснованность обжалуемого заинтересованным лицом Акта, иначе Постановление будет подлежать отмене.
Рассмотрим несколько свежих примеров привлечения юридических лиц к административной ответственности за нарушения законодательства о рекламе.

1. На основании заявления гражданина Рысева А.С. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области определением от 22.03.2011 в отношении ОАО "Ростелеком" возбуждено дело N 21 по признакам нарушения рекламного законодательства.
По результатам рассмотрения данного дела Управлением принято решение от 28.04.2011 г., которым реклама услуги "По домашнему - на мобильный и обратно!", распространенную, в том числе, в феврале 2011 года посредством рекламной конструкции на пересечении ул. Белинского - ул. Фрунзе, признана ненадлежащей, нарушающей ч.7 ст.5 ФЗ "О рекламе", а именно: в рекламе отсутствует часть существенной информации о том, что необходимым условием для того, чтобы воспользоваться рекламируемой услугой "По домашнему - на мобильный и обратно!" является наличие у абонента GSM договора на оказание услуг сотовой связи оператором Utel.
На основании решения от 28.04.2011 г. по делу N 21 Управлением выдано предписание от 28.04.2011 г., которым обществу было предписано прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы услуги "По домашнему - на мобильный и обратно!".
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области в отношении ОАО "Ростелеком" 22.07.2011 составлен протокол по делу N 21 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения протокола и материалов дела N 21 об административном правонарушении заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области вынесено постановление от 05.08.2011 о привлечении ОАО "Ростелеком" к административной ответственности по ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 105000 руб.
ОАО «Ростелеком», ссылаясь на малозначительность правонарушения, обжаловало Постановление о привлечении к административной ответственности в Арбитражный суд Свердловской области. Суд отказал в удовлетворении требований заявителя, суд апелляционной инстанции оставил Решение суда 1 инстанции без изменения. По мнению судов, допущенное ОАО «Ростелеком» правонарушение (отсутствие в рекламе существенной информации о рекламируемом товаре), предусмотренное ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, не являлось малозначительным. При этом суд сослался на характер отсутствующей в рекламе информации, период и место расположения ненадлежащей рекламы, выбор способа и средств распространения рекламы, предполагавших доведение рекламы до большого количества потребителей; социальную значимость общественных отношений, в защиту которых направлены ограничения, предусмотренные ФЗ "О рекламе".

2. Основанием для возбуждения в отношении закрытого акционерного общества "Транспорт для бизнеса" дела об административном правонарушении по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явилось решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 12 января 2010 года по делу N 111, которым реклама "Такси Город", распространяемая в здании аэропорта "Кольцово" с апреля 2009 года по январь 2010 года, была признана ненадлежащей, нарушающей пункт 4 части 2 и пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", поскольку данная реклама содержит недостоверные сведения о преимуществах услуг "Такси Город" перед услугами иных частных перевозчиков, в том числе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так как статус официального перевозчика не дает каких-либо преимуществ, противоречит обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, справедливости и может нанести убытки конкурентам.
По результатам рассмотрения материалов административного дела и проведения административного расследования Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области составлен протокол об административном правонарушении от 01 марта 2010 года, вынесено постановление от 16 апреля 2010 года N 111 о привлечении закрытого акционерного общества "Транспорт для бизнеса" к административной ответственности по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в сумме 80000 рублей.
ЗАО «Транспорт для бизнеса» обжаловало Постановление антимонопольного органа о привлечении к административной ответственности в Арбитражный суд Свердловской области, в суды апелляционной и кассационной инстанции. Однако требования общества суды оставили без удовлетворения.
Суд отказал организации в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по субъекту РФ о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 КоАП РФ, указав, что реклама "Такси Город", распространяемая в здании аэропорта, содержала недостоверные сведения о преимуществах услуг, предоставляемых организацией, перед услугами иных частных перевозчиков, в том числе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так как статус официального перевозчика не дает каких-либо преимуществ, противоречит обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, справедливости и может нанести убытки конкурентам. Доводы общества об отсутствии умысла на причинение убытков конкурентам и умаление деловой репутации других лиц, а также довод о том, что предписание антимонопольного органа о прекращении нарушения законодательства о рекламе было исполнено в обусловленный срок, суд отклонил.

В вышеприведенных примерах акцентирую внимание на стадийность рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства о рекламе. Процедура деятельности антимонопольного органа по рассмотрению дела регулируется специальными административными регламентами и включает в себя несколько описанных в начале статьи стадий.
В случае если в отношении вашей организации ведется дело по признакам нарушения законодательства о рекламе, необходимо обжаловать в суд не только Постановление о привлечении виновного лица к административной ответственности, но и другие ведомственные акты (Решение о наличии нарушения законодательства о рекламе и Предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, - если оно выдавалось).
Каким образом оспорить Акт антимонопольного органа, - это вопрос о доказательствах по каждому конкретному делу. Однако если ваша деятельность каким-то образом связана с рекламой, то, прежде всего, советую привести в порядок договорные отношения с рекламными организациями, включив в договор необходимые положения, которые помогут обезопасить вашу компанию и оградить от ответственности за возможные нарушения законодательства о рекламе.

Буштрук Алексей, адвокат коллегии адвокатов

«Свердловская областная гильдия адвокатов»,

www.advokat3d.ru

с.т.+7-919-367-34-77.

Смотрите также:

Сообщения из виртуального пространства 17.07.2013 Сообщения из виртуального пространства
Цифровые технологии врываются во все уголки современной жизни. Материальным носителем деловой информации привычными стали жесткий диск, флеш-карта, и прочие «чипы». Как сохранить информацию?
×
Группа адвокатов Загайнов Д. И. & Татаринов А. В. & Буштрук А. С.